Размер шрифта:
на главную страницу
Самарская городская Дума I созыва

Отсчет современной истории муниципальной власти в нашей стране можно начать с 21 сентября 1993 года – с Указа президента России Бориса Ельцина №1400 «О поэтапной конституционной реформе», положившего начало процессу слома действующей системы власти. С 6 октября в регионах начался процесс роспуска Советов, а 9 октября 1993 года последовал Указ президента Российской Федерации №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий избрание новых профессиональных органов (собраний, дум) в составе 15-50 депутатов.

Заключительный аккорд ликвидации системы Советов в Самарской области связан с выходом 26 октября 1993 года очередного Указа Президента №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому деятельность всех городских и районных Советов прекращалась, а их функции передавались местным администрациям до выборов новых представительных органов местного самоуправления, намечаемых на период с декабря 1993 по июнь 1994 года. К моменту выхода этого указа в Самарской области из 37 действовавших ранее органов представительной власти самораспустились более двадцати. Оставшиеся не могли юридически принять никакое решение из-за отсутствия кворума.

«Самарская газета»
от 22.06.1994 г.

27 марта в Самаре проведены выборы депутатов городской Думы. На 18 депутатских мест претендовало 128 кандидатов – в среднем по 7 кандидатов на 1 место. Выборы прошли с низкой активностью избирателей – на избирательные участки пришло только 22,45% горожан – и были признаны состоявшимися только по 4 округам: Самарскому, Ленинскому, Куйбышевскому и Красноглинском. Депутатами стали А.А.Сушин, А.Н.Белоусов, Л.Г.Шакутина, Ю.Н.Деев.

Оценивая округа, где выборы не состоялись, отмечено, что меньше всего избирателей пришло на участки Кировского, Промышленного, части Октябрьского районов – там, где находились крупные промышленные предприятия. По мнению мэра Самары Олега Сысуева, основной причиной низкой активности горожан явилось то, что «востребованность данных выборов у населения отсутствовала, то есть люди не чувствовали свою личную заинтересованность и зависимость в результатах, и от результатов выборов в Думу». Немаловажным признавался и тот факт, что короткие сроки подготовки к выборам не позволили разъяснить людям, что же будет представлять из себя Городская Дума, каковы ее полномочия в системе органов самоуправления. Безусловно, сказалась и недостаточная информированность населения о кандидатах и сложная социально-экономическая обстановка.

«Волжская заря», №120 (7936)
от 16.07.1996 г.

В результате, в целях повышения активности избирателей, было принято решение совместить выборы мэра и Думы, что и сделано 5 июня 1994 года.

Стоит отметить, что всенародные выборы руководителей стали существенной демократической новацией в модели построения власти в стране, реализованной президентом Б.Н.Ельциным после 1993 г. Напрямую население никогда ранее в России (ни при Советской власти, ни в земском и городском самоуправлении до 1917 года) глав органов местного самоуправления не избирало: и председателей горисполкомов, и городских голов избирали из своего состава депутаты (гласные) на своих сессиях.

В выборах приняли участие 48,5% избирателей. На вакантные должности претендовало 49 кандидатов – в среднем 3,5 человека на округ. Избраны депутаты на оставшиеся 14 вакантных мест. В числе избранных депутатов представители медицины - 5, образования и культуры - 3, различных организаций районных администраций - 5, специалисты предприятий - 3, один руководитель предприятия и один руководитель общественной организации.

Широк возрастной спектр: самому молодому депутату 25 лет, самому старшему - 57.

Успешному завершению выборной компании способствовали более широкая информация о кандидатах по телевидению, в печати, в разнообразных информационных материалах и листовках.

Разрыв между победителем и другими кандидатами на пост мэра был значителен. Олег Николаевич Сысуев одержал весьма убедительную победу, набрав более 70 % голосов. На втором месте тогда оказался О.Н. Анищик, получивший лишь 8,4% голосов.

Первое заседание избранной Городской Думы созывается Главой города (мэром) на 15-й день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Городской Думы. 1 заседание Самарской городской Думы нового времени состоялось 17 июня 1994 года в 10 часов 30 минут. Как отмечала Самарская газета, «в городе появилась вторая власть. Власть, от которой зависит, может быть, даже больше, чем от административной»1. Мэр города Олег Сысуев поздравил депутатов с избранием, а горожан с исполнением их конституционного права иметь свою власть и отметил, что депутат городской Думы будет представлять не только свой отдельно взятый округ, а весь город.

Городская Дума состояла из 18 депутатов, избранных по одномандатным городским округам. Возглавлял Думу Глава города – О.Н.Сысуев.На постоянной основе работали депутаты Вадченко Г.Д., Журавлева Л.П., Шакутина Л.Г., Асанин А.С., с конца 1994 года – Скобеев Н.Л.

Городская Дума по представлению Председателя Думы тайным голосованием избирала из числа депутатов заместителя Председателя Думы и Секретаря Думы, работающего на постоянной основе. В целях обеспечения эффективности работы созданы 4 комиссии - по экономическим вопросам, по социальным вопросам, по строительству, землеустройству и коммунальному хозяйству, мандатная и по вопросам депутатской этики. Состав комиссии не мог быть менее трех депутатов и более десяти.

Состав Самарской городской Думы I созыва

  • Скобеев Николай Леонидович
  • Колесникова Людмила Сергеевна
  • Сушин Александр Анатольевич
  • Белоусов Александр Николаевич
  • Уколова Людмила Михайловна
  • Вагина Тамара Александровна
  • Асанин Андрей Сергеевич
  • Воронина Наталья Юрьевна
  • Есипова Галина Петровна
  • Куликов Михаил Матвеевич
  • Гусенков Виталий Волеевич
  • Каймаков Александр Федорович
  • Журавлева Людмила Павловна
  • Арсентьев Сергей Юрьевич
  • Анемподистова Валентина Андреевна
  • Вадченко Галина Дмитриевна
  • Шакутина Людмила Григорьевна
  • Деев Юрий Николаевич

В полномочия городской думы входили:
  1. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  2. установление местных налогов и сборов;
  3. принятие Положения (Устава) о местном самоуправлении;
  4. утверждение программы развития и жизнедеятельности города;
  5. осуществление контроля за деятельностью Главы города (мэра);
  6. по предложениям Главы города рассмотрение и принятие решения по иным вопросам жизнедеятельности города.


27 октября 1994 года принято Положение о Почетном гражданине города Самары. Звание «Почетный гражданин» присваивалось решением Городской Думы за особые заслуги перед городом и его жителями не чаще, чем один раз в год накануне праздника «День города». Положение предусматривало комплекс мер, гарантирующих экономическое и социальное благополучие Почетного гражданина, его статус и предоставляло соответствующие права и льготы. Основанием для присвоения звания являлись бесспорно признанные общественностью выдающиеся достижения, активная жизненная позиция, высокие моральные качества претендента. Городская Дума имела право отменить постановление о присвоении звания Почетного гражданина города Самары в случае, если после присвоения выясняется недостоверность оснований присвоения звания или несоответствия действий и поступков гражданина этому высокому званию.

На этом же заседании Думы принято решение о направлении представителей Думы (депутатов Куликова М.М., Вадченко Г.Д., Журавлевой Л.П., Сушина А.А., Арсентьева С.Ю.) и общественности Самары (Полянского В.В., доцента Самарского Госуниверситета) в совместную законотворческую группу по подготовке проекта Устава Самарской области.

15 декабря 1994 года создана экспертная комиссия для проведения научной экспертизы научно-практической ценности документов и уничтожения дел с истекшим сроком хранения в составе 3 человек – Куликов М.М., Туманова Н.В. (главный специалист протокольной части), Артамонова О.М. (главный специалист по организационной работе). А 18 июня 1996 года с целью повышения эффективности контрольной деятельности по вопросам городского самоуправления создана постоянная Контрольная комиссия.

В феврале 1995 года Дума заслушала отчет главы города о деятельности администрации города в 1994 г. и планах работы на 1995 год. Приоритетным направлением депутаты отметили сохранение и создание условий для нормального функционирования муниципальных учреждений народного образования, здравоохранения и культуры, объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда. Городской администрации рекомендовано при формировании бюджета города на текущий год не менее 80% средств направить на реализацию мероприятий, имеющих социальную направленность, сохранить дотации к ценам на детское питание, к тарифам на услуги городского пассажирского транспорта и к квартплате, а также включить в состав защищенных статей бюджета города расходы по заработной плате работников бюджетных учреждений с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды, по стипендиям, питанию, приобретению медикаментов и выплате пособий на детей. В сфере жилищно-коммунального хозяйства администрация должна была обеспечить поэтапный прием жилищного фонда предприятий и организаций, включая соответствующую ремонтно-эксплуатационную базу, на баланс ДЭЗов и других муниципальных предприятий, утвердить соответствующую программу на заседании Городской Думы.

На администрацию также возложена ответственность по выявлению нуждающихся в жилищных субсидиях граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, и своевременное выделение указанных субсидий; а также содействие предприятиям и организациям в эксплуатации находящегося на их балансе жилищного фонда в первую очередь при подготовке его к осенне-зимнему периоду.

В I полугодии 1995 года администрация города совместно с Городской Думой запланировали провести проверку расходования средств городским филиалом фонда обязательного медицинского страхования и завершить отработку механизма функционирования системы муниципального здравоохранения в условиях страховой медицины.

В инвестиционной сфере городской администрации рекомендовано обеспечить развитие тепло, энерго- и водоисточников, расширение системы инженерных коммуникаций, завершение ранее начатых объектов здравоохранения, народного образования и культуры, приобретение подвижного состава для городского пассажирского транспорта, продолжение строительства метрополитена.

Депутаты отметили, что в целях дальнейшей стабилизации потребительского рынка городской администрации необходимо принять действенные меры по созданию льготных условий деятельности для предприятий, обеспечивающих город хлебом, молоком и молочными продуктами, мясом и мясопродуктами; по расширению сети фирменных магазинов предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции и предприятий пищевой промышленности; по сохранению профиля приватизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

В целях улучшения работы городского пассажирского транспорта администрации города рекомендовано обеспечить льготные условия деятельности для метрополитена, трамвайно-троллейбусного управления и пассажирских автотранспортных предприятий; оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта, своевременное приобретение подвижного состава.

Администрации города также поставлена задача принять эффективные меры по привлечению иностранных инвестиций в развитие объектов инженерной инфраструктуры города, используя механизм бюджетных гарантий и залога муниципальной собственности, и представить на рассмотрение Городской Думы концепцию и генеральный план развития города в III квартале 1995 года.

6 апреля 1995 года была образована временная комиссия для разработки нормативных актов по развитию местного самоуправления в городе, в состав которой вошли депутаты Скобеев Н.Л., Журавлева Л.П., Шакутина Л.Г., Вадченко Г.Д., Асанин А.С. К работе комиссии с правом совещательного голоса привлечены Полянский В.В. (доцент Самарского Госуниверситета), Сабизянова И.Ф. (юрист городской Думы), Симонов А.И. (управляющий делами администрации города).

25 мая 1995 года впервые в постсоветский период Городской Думой принято решение о присвоении звания «Почетный гражданин города Самары» Аннэте Яковлевне Басс – директору Самарского художественного музея, Петру Львовичу Монастырскому – художественному руководителю театра драмы им.Горького, Максиму Борисовичу Оводенко – генеральному директору АО «Самарская металлургическая компания», Виталию Алексеевичу Симонову – генеральному директору АО «Строительно-монтажный трест №II», Елене Васильевне Шпаковой – бывшему директору Куйбышевской ордена «Знак Почета» шоколадной фабрики «Россия».

В целях развития территориального общественного самоуправления 6 июня 1995 года решением Думы принято Положение о старшем по дому многоквартирного жилого дома и Положение о выборах в органы территориального общественного самоуправления, в соответствии с которыми в 1995 году были избраны ТОСы и старшие по дому.

Важнейшим документом, регулирующим жизнь города, является Устав. 10 октября 1995 года создана временная комиссия для разработки проекта Устава под председательством главы города, председателя Думы, в которую вошли депутаты, представители администрации города, главы районов. 4 апреля Дума приняла Устав в первом чтении, проект был опубликован для обсуждения населением города. 30 апреля 1996 года Устав города, определяющий принципы и основные черты системы местного самоуправления города Самары, был принят.

Стоит отметить строгую дисциплину в работе депутатского корпуса: во временном положении «О постоянных комиссиях городской думы г.Самары» прописано, что в случае неявки на заседание комиссии без уважительной причины более 3-х раз депутат выбывает из состава комиссии.

Основными итогами работы Думы I созыва сами депутаты отмечали принятие Устава города – первыми в регионе, принятие на городской баланс ведомственного жилья, изыскание средств на обновление автотранспортного парка, запрет на приватизацию городских кинотеатров, налаживание конструктивной работы с администрацией города в непростых экономических условиях2. Дума также настояла на снижении квартплаты, добилась, чтобы зарплата бюджетникам, как и пособия на детей, выдавалась в первоочередном плане. Бюджет на 1996 год принят с увеличением расходов на социальные нужды. Первоочередной задачей ставилась тщательная проработка местного налогообложения – установление жесткого контроля за их уплатой и увеличение их собираемости. Местные политологи назвали первую городскую Думу посткоммунистического периода «везучей», имея в виду, что она не раскололась на фракции, не утонула в политических разборках, а сразу же начала заниматься созданием правовой базы для местного самоуправления и спасением успевшего расшататься под натиском сумбурных реформ городского хозяйства.

5 июня 1996 года – по закону о местном самоуправлении – завершался срок полномочий мэров Самары, Тольятти, дум этих городов первых созывов, а также губернской Думы. Учитывая, что 1996 год стал годом первых президентских выборов, наиболее горячие споры велись по поводу сроков проведения выборов органов городского самоуправления: городской Думы и мэра Самары. По словам К.А.Титова, он «уговаривал мэров Самары и Тольятти избираться вместе», то есть в ноябре-декабре 1996 года. И, хотя администрация области предпринимала все возможное, чтобы Самара и Тольятти все-таки учли просьбу Президента и не смешивали разноступенные выборы, в областном центре решили по-своему. На 14 заседании Самарской городской Думы мэр показал свой характер, предложив внести в повестку дня дополнительный вопрос – «О выборах главы местного самоуправления в связи с истечением срока полномочий». После отчета за прошлый год О.Н.Сысуев предложил провести выборы мэра 16 июня, одновременно с выборами Президента. Заместитель председателя Думы А.Н.Белоусов предложил другую формулировку вопроса – о выборах органов местного самоуправления. На что получил резонный ответ Олега Николаевича о том, что повестка дня уже утверждена и менять ее каждую минуту негоже. Противники проведения выборов в июне пытались запугать депутатов угрозой того, что новый мэр, избранный прежде Думы, может натворить много бед. А.Белоусов, (несколько позже объявивший о своем намерении вступить в борьбу за титул мэра) выступил за совмещение выборов 16 июня. Секретарь Думы М.Куликов предлагал провести референдум о продлении полномочий представительного органа. Сергей Арсентьев был обеспокоен тем, что перед президентскими выборами слишком высоки будут расценки в средствах массовой информации, и претенденты в новую городскую Думу не смогут провести полноценную рекламную кампанию.

Сысуев «дожал» Думу, откровенно объясняя свою настойчивость тем, что его действия как мэра после 5 июня (по истечении полномочий) будут незаконными. В результате лишь двое: А.Н.Белоусов и С.Ю.Арсентьев проголосовали «против». Таким образом, вопреки желанию Б.Н.Ельцина не совмещать президентские выборы с местными, Самарская и Тольяттинская городские Думы приняли решение о проведении 16 июня выборов глав местного самоуправления и депутатов городских Дум. После этого обнародованы рекомендации Центризбиркома о нецелесообразности проведения выборов в местные органы власти 16 июня. В результате 30 мая принято решение о проведении выборов главы и депутатов Думы в один день – 1 сентября 1996 года.

Президент Российской ФедерацииПрезидент Российской Федерации
Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсужденияЕдиный портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения
Юридическая помощьЮридическая помощь
Правительство Самарской областиПравительство Самарской области
Самарская Губернская ДумаСамарская Губернская Дума
Правительство Российской ФедерацииПравительство Российской Федерации
Государственная ДумаГосударственная Дума
Московская городская думаМосковская городская дума
Администрация городского округа СамараАдминистрация городского округа Самара
Контрольно-счетная палата городского округа СамараКонтрольно-счетная палата городского округа Самара
Официальный микроблог Думы городского округа СамараОфициальный микроблог Думы городского округа Самара
Информация о размещении заказов
Адрес Думы городского округа Самара:
(846) 332-90-56, 340-08-67
admin@gordumasamara.ru
администратор сайта
Часы работы Думы:
понедельник - четверг, с 08:30 до 17:30;
пятница, с 08:30 до 16:30;
обед с 12:30 до 13:18
Часы работы канцелярии Думы:
понедельник - четверг, с 08:30 до 17:30;
пятница, с 9:00 до 16:30;
обед с 12:30 до 13:18
(846) 332-90-56 (добавочный 124)